« Билет №4

Билет №5.
1. Универсальный коллекторный электродвигатель.
Рисунок 1
работает как от сети постоянного тока, так и от сети переменного тока. Возможность работы коллекторного двигателя после¬довательного возбуждения от сети переменного тока объясняется тем, что при изменении полярности подводи¬мого напряжения изменяются направления токов в обмотке якоря и в обмотке возбуждения. При этом изменение полярности полюсов статора практически совпадает с изменением направления тока в обмотке якоря. В итоге направление электромагнитного вращающего момента не изменяется: М=CмIaФ=см(-Iа)(-Ф). В качестве универсального используют двигатель последовательного возбуждения, у которого ток якоря является и током возбуждения, что обеспечивает почти одновременное изменение направления тока в обмотке якоря Iа и магнитного потока возбуждения Ф при пере¬ходе от положительного полупериода переменного напряжения сети к отрицательному. Если двигатель подключить к сети синусоидального переменного тока, то ток якоря ia и магнитный поток Ф будут изменяться по синусоидальному закону: i=Imax*sin(w1t); Ф=Фmax*sin(w1t-?), где ?—угол сдвига фаз между током возбуждения и магнитным потоком, обусловленный магнитными потеря¬ми в двигателе. Используя это выражения, получим формулу эл-маг момента коллекторного двигателя после¬довательного возбуждения, включенного в сеть синусои¬дального переменного тока, Нм: М'=Cм*Imax*Фmax* sinw1tsin(w1t-?). При работе универсального коллекторного двигателя от сети переменного тока перемагничиванию подверга¬ется вся магнитная система двигателя, включая стани¬ну и полюса. Это приводит к увеличению магнитных потерь, для уменьшения которых станину и полюса статора приходится делать шихтованными. Коэффициент полезного действия универсального дви¬гателя при его работе от сети переменного тока более низкий, чем при его работе от сети постоянного тока. Другой недостаток универсального двигателя — тяжелые условия коммутации, вызывающие интенсивное искрение на коллекторе при включении двигателя в сеть пере¬менного тока. Этот недостаток объясняется наличием трансформаторной связи между обмотками возбуждения и якоря, что ведет к наведению в коммутируемых сек¬циях трансформаторной ЭДС, ухудшающей процесс ком¬мутации в двигателе. Частота вращения универсальных двигателей регу¬лируется так же, как и в двигателях постоянного тока последовательного возбуждения. Наличие щеточно-коллекторного узла является причи¬ной ряда недостатков универсальных коллекторных дви¬гателей, особенно при их работе на переменном токе (искрение на коллекторе, радиопомехи, повышенный шум, невысокая надежность). Однако эти двигатели по сравнению с асинхронными и синхронными при часто¬те питающего напряжения f1=50 Гц позволяют полу¬чать частоту вращения до 10000 об/мин и более (наи¬большая синхронная частота вращения при f1=50 Гц равна 3000 об/мин). Bзготавливаются не¬сколько серий универсальных коллекторных двигателей например УВ, УЛ, МУН.

Билет №6 »